?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у k_markarian в Бродский, "детские" стихи и коммерция...

Вчера, во всемирный день поэзии, мой питерский коллега Александр Полищук a_poli выложил несколько иллюстраций новой книжки для детей под названием «Рабочая азбука». Бог с ним с названием, конечно. Но автор-то - Иосиф Бродский! Именно эти его детские стихи (других не видел), признаться, меня удручили, хотя Саша и сообщил, что написал их поэт, когда ему было немногим за двадцать.

Книжку вскоре выпустит издательство "Акварель". Оно и понятно - читатель явно клюнет на имя Нобелевского лауреата (но стал-то им Бродский значительно позже, чем написал эту "Рабочую азбуку", да еще будучи диссидентом!). Но, скорее, читатель прежде всего клюнет на иллюстрации (считаю их гениальными!) художника и мультипликатора, лауреата Болонской книжной выставки Игоря Олейникова, которые Саша взял в блоге издательства. Тоже решил воспроизвести картинки из блога издательства в ЖЖ.





Представьте, если бы вы читали эти стихи, но без иллюстраций, которые их вытягивают? Представили? Что про агронома объясняет детям этот стих? Как это тетя занята овсом? Или - льном? Что означает "занята"? И что объясняет ребенку строчка "тетя помнит обо всем"? И почему не дядя, например? Не говоря уже о том, что про лен вряд ли нынешние дети слышали (про это можно стишки отдельно написать, но это уже другая тема).

Вот про агронома, например, можно было так написать:

Поле, сад как будто дом -
Все здесь знает агроном:
Чтоб растения цвели,
Не болели и росли...


Читаем и смотрим далее. Иллюстрации, повторюсь, это - блеск!





Как вам эти стишки? Моим сыновьям, например, слово "веско" не было известно. Да если и было бы? Что эта за двусмысленность: "усмехаясь веско". Чему усмехается дворник? Принимая во внимание, что в Москве и Питере дворники в большинстве своем сейчас гастарбайтеры из республик Средней Азии, это словосочетание тем более звучит странно. Или вы так не считаете? Пусть подобная взрослая тематика (просто Бродский рифму к "блеску" искал)) звучит в детской азбуке?

Вот сходу про того же дворника хотя бы:

Чтоб чисто было во дворе,
Приятно взрослым, детворе,
Зимой и летом дворик
Метет усердно дворник.



А про врача - с этим корявым и совершенно взрослым "дергает глаз"? Тик, обычно, присущ взрослым, а не детям. Этому бездетный на тот момент Бродский явно не придал значения...

Нельзя ли было написать более приемлемо для детей? Например, хотя бы так:

Если горлышко болит,
Если очень лоб горяч,
И простуду нам, и грипп
Одолеть поможет врач.





А это, если хотите, о "жадности букв" или о "враге пустопорожних", "проживающем на перроне", комментируйте сами... Тем более, что на "е" профессия все же имеется - егерь.

Для чего это написал? Чтобы сказать, что смешно ахать и охать в комментах только потому, что перед вами Бродский. Да, прославленный поэт. Но прославлен не этими стихами. Критичный взгляд даже на хороших поэтов, когда речь идет об их откровенно слабых детских стихах, не помешает. И ни в коем случае не умалит таланта Иосифа Бродского.

Поздравляю поэтов и всех любителей поэзии с прошедшим всемирным днем поэзии и благодарю тех, кто меня с ним поздравил!))


Comments

( 48 comments — Leave a comment )
lagushka
Mar. 22nd, 2013 02:58 am (UTC)
Мне стихотворения Бродского больше понравились, чем здесь предложенные. Все же звучат они более поэтично, чем "Чтоб растения цвели, не болели и росли". И с критикой я совсем не согласна. Усмехающегося веско дворника я себе прекрасно представляю, прям образ встает такого владыки двора (а для детей человек с метлой во дворе действительно велик, так же как и человек с лопатой: они готовы смотреть на него не отрываясь очень долго. И слово веско из такого стихотворения в достаточно точном значенни войдет в лексикон ребенка. Все, связанное с дворником, действительно веско.
Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
pan_ohotnik
Mar. 22nd, 2013 04:50 am (UTC)
Не знаю, как на счет "больше-меньше", но оригинал - редкостная бредятина. Хотя, конечно, не от бесталанности автора. Просто в те времена еще не было устоявшихся критериев детской литературы, она только-только зарождалась. Но современное издание этого набора слов - банальная спекуляция на брэндованной фамилии.
polny_shkaf
Mar. 22nd, 2013 07:36 am (UTC)
... в те времена еще не было устоявшихся критериев детской литературы, она только-только зарождалась..
---------
Это о 60-х годах XX века? Это смело, да и остальное тоже..
pan_ohotnik
Mar. 22nd, 2013 08:38 am (UTC)
Про сроки я, пожалуй, хватил :) Но что данные тексты - набор слов, так это факт.
k_markarian
Mar. 22nd, 2013 08:57 am (UTC)
Спасибо за поддержку!
Свои-то стишки я писал в комментах к тому посту наспех, как противопоставление тому, что собираются издать...
lagushka
Mar. 22nd, 2013 12:12 pm (UTC)
Это вы, видимо, еще редкостной бредятины не видели!:-) А я насмотрелась.
И у Бродского далеко не бредятина. Не Бродский у него получился, конечно, но как дополнение к картинкам в детской книжке очень даже неплохо. И иллюстрации сделаны имеено к стихам, так что одно от другого уже не отделишь.
pan_ohotnik
Mar. 23rd, 2013 08:54 am (UTC)
Мне приходилось конкурсы детской поэзии судить, уровень примерно тот же, так что этого добра я навидался. Хотя допускаю вариант, что это не спекуляция, а редакторская некомпетентность. Сейчас издают еще и не такое :)
k_markarian
Mar. 22nd, 2013 09:12 am (UTC)
Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
И этим все сказано)))
lagushka
Mar. 22nd, 2013 12:13 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Ну хорошо, что сказано все!:-)
inok_kentij
Mar. 22nd, 2013 04:20 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
В стихах Бродского есть поэзия. Они яркие и образные, хотя писались наверное "на заказ" и писать детские автор явно не привык. Мне они напоминают "Примус" и "Кухню" Мандельштама. Там тоже много недетских слов и все очень субъективно. А такие вот поделочки "сходу" можно писать километрами в час и детям станет все понятно и очень скучно. Потому что это не поэзия.
lagushka
Mar. 22nd, 2013 04:25 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Согласна
k_markarian
Mar. 22nd, 2013 06:08 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
стихи ваши в студию, лягушки, иноки, улитки!))
lagushka
Mar. 22nd, 2013 07:28 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Ну с Бродским я соревноваться не буду. Но что мне делать, если рифмы Бродского кажутся мне более свежими, чем Ваши?
Хотя, почему бы нет?:-) Если шедевр вдруг получится, обязательно поделюсь. Но будет страшно. Вы же Бродского раскритиковали в том, что мне понравилось, поэтому, наверное, все же наши вкусы расходятся.
хотя давайте километр дворников Вам набросаю без претензий на поэтичность и шедевральность:

Дворник - человек простой
В телогрейке мятой.
Летом он всегда с метлой,
А зимой - с лопатой!

Шур да шур, шор да шор
Утром я услышал
Это дворник наш во двор
Вместе с солнцем вышел

- У него метла, лопата,
Даже лом иногда.
- Это дворник, ребята!
Что, завидуете?
- Да!

Мощный взмах
Из стороны в сторону
Метлой
- гип-гип ура!
Дворнику пыль и снег покорны!
Дворник - хозяин двора!

Раньше всех он на улицу вышел,
Двор метлой подметал,
Потом сосульки сбивал с крыши,
Потом их с земли убирал.
Посыпал дорожки
Мраморной крошкой,
Чтоб не скользили по льду,
И молоко он вынес кошкам,
И птицам насыпал еду.
Потом очистил от снега площадку,
И мяч там пинал с ребятней,
И всех подряд угощал шоколадками.
Вот у нас дворник какой!

Ну, не километр, но хватит, думаю.
Студия довольна?:-)



k_markarian
Mar. 22nd, 2013 08:11 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Эпос о дворницкой жизни. Вполне довольно. Первое - может быть, если бы не "мятая телогрейка". Хотя, если в вашем дворе именно такие дворники орудуют, в мятых телогрейках, то ради правды жизни можно и оставить. Все лучше, чем у молодого Бродского)

Мне вполне хватило комментария от novayadoroga. В нем все точно сказано. Как и у пана охотника, хотя и более резко.
lagushka
Mar. 22nd, 2013 08:14 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Ну что ж, мы останемся при своем. Мне стихотворения Бродского нравятся больше, чем наши с вами. :-)
k_markarian
Mar. 22nd, 2013 08:26 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Это ваше дело, конечно. Мне вполне хватило мнений родителей и моих читателей, которые я услышал в своем блоге. Не говоря уже о мнениях, высказанных здесь, не на моей площадке, в частности, детским поэтом Наталией Волковой...
lagushka
Mar. 22nd, 2013 08:30 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Ну, видите, как все хорошо у Вас! Я очень за вас рада, честное слово!:-)
k_markarian
Mar. 22nd, 2013 08:47 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Спасибо. И я рад, что вы рады, что я рад, а я рад тому, что вы рады...
novayadoroga
Mar. 22nd, 2013 08:40 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
я все-таки прошу отметить, на всякий случай, что не говорила, что Ваши альтернативные варианты мне нравятся.
k_markarian
Mar. 22nd, 2013 08:51 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
не пугайтесь, не скажу...
novayadoroga
Mar. 22nd, 2013 08:33 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
если честно, то мне тоже:)
lagushka
Mar. 22nd, 2013 08:34 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
;)
k_markarian
Mar. 22nd, 2013 08:53 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Так молодцы, по вашему, в издательстве "Акварель"! А моим читателям эти стихи не понравились. Им я доверяю больше... Как и своим глазам.
novayadoroga
Mar. 22nd, 2013 08:57 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
я хотела сказать только то, что сказала где-то там уже: азбуку Бродского считаю проходной и мне почему-то кажется, что он сам не был бы рад ее публикации. Но приведенные вами альтернативные варианты сделаны ведь явно наспех, и нравятся мне еще меньше:)
k_markarian
Mar. 22nd, 2013 09:04 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Так я так прямо и утверждаю сам (внимательнее, пожалуйста, прочитайте пост), что мои стишки написаны сходу. Речь идет о данных конкретных сомнительных детских стихах Бродского - вот и все! Не мои четверостишия здесь надо разбирать, не мою азбуку ведь выпускают, а азбуку Бродского. Вот об этом, собственно, и речь.
И то, что в сообществе, в котором комменты к постам крайне редки, завязался такой обмен мнениями, говорит о многом.
За сим откланиваюсь.
novayadoroga
Mar. 22nd, 2013 09:16 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
то, что завязался полилог, это очень здорово:)
k_markarian
Mar. 22nd, 2013 08:14 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Да, и как-то вы упустили из виду факт, что дети остались без профессии на букву "е"... Некрасиво детей обманывать, что такой профессии нет. Егерь, естествоиспытатель, евангелист...
lagushka
Mar. 22nd, 2013 08:24 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Да никаких фактов я не то что из виду не упускала, я их даже не впускала в вид!:-)
А литераторы вообще, я должна вам сказать, сволочи редкостные: вруны те еще! У них это называется художественный вымысел!
И моего ребенка, думаю, профессия енот вполне бы устроила (что он вывел бы из этой картинки), и я бы его разубеждать не стала.
Жадность букв ужасна, дети!
Улыбайся во весь рот,
Ведь на свете, ах на свете
Есть профессия енот.
Не сочтите ночной бред за серьезные слова.
Всего хорошего!
k_markarian
Mar. 22nd, 2013 08:29 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Всего доброго!
lagushka
Mar. 22nd, 2013 08:28 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Сегодня день недели вторник.
Сидит нахохлившийся дворник
У насажде-
ния.
Не радует его лопата,
Метла дремотою объята.
Нет настрое-
ния.
А рядом блещет, словно каска,
Жестянка с ярко-синей краской
Для огражде-
ния.
k_markarian
Mar. 22nd, 2013 08:43 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Суббота, а не вторник,
Небритый дядя Дворник
В той телогрейке мятой,
В которой был вчера,
Метлою и лопатой,
И ломом - супостата:
Лед мартовский треклятый
Долбить пойдет с утра.
Шур да шур, шор да шор -
Вновь разбудит целый двор...

inok_kentij
Mar. 23rd, 2013 11:43 am (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Очень мило! И про енота тоже.
k_markarian
Mar. 22nd, 2013 06:07 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
О, наконец, слово истинного знатока и ценителя))) Свое-то предложите, если километрами так умеете! Можете даже не сходу, а через день.))) Если же не представите подтверждение своим словам, позвольте считать вас пустышкой. Или - улиткой, какой вы и предстаете на картинке)))
novayadoroga
Mar. 22nd, 2013 06:39 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
давайте постараемся не оскорблять друг друг в этом сообществе.
А что касается Бродского, есть у него замечательная "Баллада о маленьком буксире", написанная для детей. Очень рекомендую. А азбука, возможно, была проходная, и, может быть не случайно, не была опубликована при жизни Бродского. Хотел ли он этой публикации?
k_markarian
Mar. 22nd, 2013 06:45 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Давайте.
Рекомендованную балладу почитаю обязательно. А азбука, скорее всего, и была проходной... Она вполне могла бы присутствовать в томике его стихов, в конце, как пример творчества юных лет для почитателей его таланта, но не как самостоятельное произведение, которое выпускают сейчас для детей. Об этом и речь.
novayadoroga
Mar. 22nd, 2013 08:14 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Кстати, азбуки вообще редко бывают шедевральные. Но все пробуют их писать
k_markarian
Mar. 22nd, 2013 08:23 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
почему-то я этого как раз таки и не делал - слишком их много и так. А вот о цифрах цикл стихов "Птичий двор" все же написал, откликнувшись на просьбу из детского сада. У меня каждая цифра (от нуля - до десяти) представлена в виде птицы. Непросто было... Но как будто бы справился. В садике довольны...
inok_kentij
Mar. 23rd, 2013 08:23 am (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
О, как тут все интересно! Вызовы на поэтическую дуэль с утра пораньше... Как у Бродского, боюсь, не получиться.
Ну вот, агроном, например - пожалуйста.

Все колдует над зерном
Наш волшебник-агроном.
По ночам ему не спится:
Как там выросла пшеница?

Продолжение следует. Сейчас надо убегать.



inok_kentij
Mar. 23rd, 2013 11:36 am (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Прекрасна и неутомима
Легко танцует Балерина.
За этой легкость всегда
Года упорного труда.

Хриплый голос, грустный вид,
Голова с утра болит,
Даже ухо стало глухо –
Ничего не слышит ухо!
Кашель, насморк, лоб горяч -
Приходи скорее, Врач!

Поверили, что даже улитка - и та может?
inok_kentij
Mar. 23rd, 2013 05:07 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
И последний "шедевр", с вашего позволения.

И лягушка, и улитка
Рифмовать умеют прытко.
Чтоб создать стихи при этом
Очень важно быть Поэтом.

:-)))
k_markarian
Mar. 23rd, 2013 08:43 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Подытоживая разговор. Хотя со своей стороны вы, конечно, можете его продолжать.

Итак, лягушка так и не ответила про "мятую телогрейку" - это не есть комильфо для детских стихов. Остальное у нее - крайне слабо.

Наталья Волкова - "новая дорога" вообще отмолчалась, не попытавшись
даже сочинить две строчки. Критиковать-то других легче. Тем более, что она состоит во взаимных друзьях с блогом издательства "Акварель", как я сегодня случайно заметил. Так что ни о какой ее объективности и речи быть не может!

Теперь о вашем творчестве. У вас вот "Года упорного труда" убили наповал!))) Считывается "гада" - что за гадов вы приготовили для детей? Про агронома явная однобокость - лишь пшеница почему-то осталась из всех многочисленных занятий. Про врача не годится априори - необходимо было уложиться в 4 строчки! Как в азбуке. Такое же многословие в конце и у лягушки, не говоря уже о ее беспомощном "шор да шур"...

Но! И еще раз но! Мы здесь не мои или ваши стихи должны были обсуждать! НЕТ! Хотя написанные мною сходу четверостишия куда лучше вот этого из Азбуки! Так считают более сотни моих подписчиков, а не три вышеназванных юзера. Но они написаны лишь для примера!!! От Азбуки отдает наф-та-ли-ном! Если молодой Бродский облажался, то это надо признать. Его талант это не умалит. А он облажался хотя бы еще и потому, что обманул детей, написав, что не нашел профессии на букву "е", проехав все страны... Хиханьки и экивоки на то, что это юмор такой - не спасают явно провальную для издательства ситуацию. Но это уже, как говорится, проблемы издательства.

Дальнейший разговор считаю непродуктивным. Все здесь достаточно уже высказались, даже отрифмовались... Удачи на дорогах!
novayadoroga
Mar. 23rd, 2013 08:50 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
А я и не собиралась ничего сочинять:) Почему отмолчалась? Разве меня кто-то просил? Вы, кстати, можете заметить, что у меня около 700 взаимных друзей. И что? Вы тоже, между прочим:)
k_markarian
Mar. 23rd, 2013 09:05 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Я не издательство. Какой с меня прок? Кроме более-менее высокого СК, что влияет и на ваш рейтинг, что, уверен, мало вас беспокоит. Так что можете меня отфрендить - не обижусь...
novayadoroga
Mar. 23rd, 2013 09:11 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
я ничего не понимаю в рейтингах и проке. Простите. Для меня друзья - это прежде всего интересные люди или сообщества. В общем, даже не знаю, зачем я все это пишу... Ерунда это все. Пойду работать. Спокойной ночи, не сердитесь.
k_markarian
Mar. 23rd, 2013 09:14 pm (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Спокойной ночи. Не сержусь.
lagushka
Mar. 26th, 2013 11:09 am (UTC)
Re: Но книжку купила бы ради иллюстраций, конечно.
Про мятую телогрейку отвечаю: я не претендую на поэзию, я не поэт и на мой вкус Вы тоже не поэт. Вы спросили, могу ли я километр стихов вам набросать таких же, как Ваши, я Вам и набросала стихоплетства сходу.
Стихотворения Бродского мне нравятся больше, чем мои, и чем Ваши. Можете считать, что о вкусах не спорят.
Книжка Акварели мне очень понравилась (ее у меня в друзьях нет).
Азбуки не претендуют на поэтичность, но стихотворения Бродского вкупе с иллюстрациями сделали книгу вполне шедевральную. Красивую, веселую, смешную и легкую.
Мое стихоплетство вообще не комильфо ни для каких стихов, кроме как для Дней рождений и семейных праздников и школьных КВНов. Но и Ваши мне не нравятся. Имею право иметь собственное мнение. Спорить и правда не о чем. Вы в восторге от своих творений и считаете их удачными, а мне вот симпатичны стихотворения Бродского. Я доверяю своему вкусу, Вы - своему.
Аня Глянченко
Mar. 28th, 2013 04:35 pm (UTC)
Мне стихи в книге совсем не понравились. Сейчас есть много молодых авторов без громкого имени, которые пишут гораздо интереснее и остроумнее, но фиг кто их издаст, да еще и с такими картинками!
k_markarian
Mar. 28th, 2013 08:47 pm (UTC)
Согласен, Аня!
( 48 comments — Leave a comment )

Profile

kykymber_ru
Литературный журнал «Кукумбер»
Журнал «Кукумбер»

Latest Month

January 2014
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow